Виктор ФЕРНАНДЕС Браулио (1960)

Тренировал: «Сарагосу» - второй тренер (1988-90), главный тренер (1991-97) - КК 1995, «Депортиво Арагон» (1990-91), «Тенерифе» (1997-98), «Сельту» (1998-2002), «Бетис» (2002-04), «Порту» (Португалия) (2004)

Последний романтик европейского футбола, тренер, после которого на скрижалях истории останутся не выигранные трофеи или замысловатые тактические схемы, а многие матчи с участием его команд, превращенные в захватывающие зрелища - и для гурманов, и для плебса. Эстетов в игре команд Фернандеса привлекала высокая культура паса, тонкие, нестандартные ходы в полузащите и, прежде всего, служение футболу как «чистому искусству». Простым «инчас» нравился азартный, интригующий, бескомпромиссный футбол, который исповедовал молодой тренер. Игры его команд в зависимости от результата превращались или в героическую драму, или в высокую трагедию.

Виктор Фернандес как тренер сложился в «Сарагосе». В арагонском клубе он с двадцативосьмилетнего возраста: сначала работал вторым тренером, затем была годовая командировка в дочерний «Депортиво Арагон», откуда Фернандес вернулся уже тренером основной «Сарагосы», с которой ему предстояло сделать себе имя в Испании и за ее пределами. В 1994 году молодой тренер выигрывает Кубок Испании, а уже следующий 1995 год стал годом европейского триумфа арагонцев: «Сарагоса», ведомая лидерами Пойетом и Эснайдером, в типичном для Фернандеса эффектном стиле выигрывает Кубок обладателей кубков. В финале благодаря сумасшедшему голу марокканца Найима (забитому с центра поля!) был обыгран (2-1) в дополнительное время лондонский «Арсенал».

Но настоящей славы Виктор Фернандес добился с «Сельтой» из Виго, где он оказался в 1998 году транзитом через «Тенерифе». «Сельта» в то время находилась в интересном положении: с одной стороны, команда была в хорошей, «рабочей» форме, но с другой стороны, уход Хавьера Ируреты - специалиста, построившего игру галисийцам, - для клуба, не обладавшего ни харизмой, ни большими финансовыми возможностями, мог стать фатальным. Но Фернандес этого не допустил. Хотя за четыре его сезона «Сельта» так и не пробилась в вожделенную Лигу Чемпионов, из зоны кубка УЕФА команда ни разу не выпадала. Но основная заслуга нового наставника заключалась в том, что ему удалось выдержать стратегическую линию, заданную Ируретой, несколько видоизменив игру команды. Перемены коснулись не столько тактики, сколько соотношения оборона/атака: если при Ирурете команда легко могла «сесть в оборону», отработав выездную модель, то при Фернандесе «Сельта» стала практиковать то, что в советской спортивной лексике 80-х называлось «искренним футболом». Команда играла в первую очередь для достижения максимального результата в конкретном матче, во вторую - для зрителей и в третью - для собственного удовольствия, но никогда - для выполнения сезонной стратегической задачи. Парадоксально, но игровая философия одного из самых молодых тренеров Испании во многом несет на себе отпечаток того старого футбола эпохи романтизма 50-х, когда результат каждого матча был самодостаточным.

Основную роль в построениях «Сельты», как в большинстве команд с высокой культурой паса, играла полузащита, составленная из классных, а главное, мастерски подогнанных друг к другу игроков (Мостовой, Карпин, Макелеле, Ревиво, Густаво Лопес). Сыгранность, ситуативная взаимозаменяемость, широкий диапазон действий - вот те качества, которые позволяли этим игрокам ниспровергать авторитеты в Испании (никто из «зубров» Примеры не избежал участи быть битым командой из Виго) и Европе (достаточно вспомнить розыгрыш Кубка УЕФА 1999/2000, в котором «Сельта» по-эстетски, но без вариантов обыграла «Бенфику» 7-0 и «Ювентус» 4-0). Позиция Мостового варьировалась от плеймейкера до атакующего полузащитника, ныне звездный и популярный Макелеле играл опорного хава, Карпин и Густаво Лопес эффективно покрывали фланги. По качеству игры «Сельта» была способна на многое, но команду Фернанадеса подвели вечные проблемы всех футбольных романтиков: неважная оборона, и неумение настраиваться на проходные матчи в продолжительных турнирах. «Сельта» могла расправиться с «Реалом» или «Ювентусом», но «споткнуться» на «Эспаньоле» или «Лансе».

Четыре сезона подряд, завершенные «Сельтой» в шаге от большого успеха, по-видимому, психологически надломили Фернандеса. Невезение команды становилось фатальным и, опасаясь убийственного ярлыка «тренер-неудачник», он в 2002 году переходит в перспективный и обеспеченный севильский «Бетис». Но там в первый год успехов достигнуто не было. Команда играла технично, но медленно и как-то старомодно. Звезды (Хоакин, Денилсен, Капи, Ассунсао) светили ярко, но не однонаправленно. В противовес поборнику дисциплины Хуанде Рамосу, Фернандес пытался «окрылить» игру «Бетиса», дав игрокам больше свободы. В итоге в команде произошел кризис «гиперромантизма», когда взгляды тренера-эстета на футбол почти полностью совпали с желанием игроков. Но, как известно, для достижения какой-либо цели требуется сопротивление материала, а в севильском клубе все получилось слишком гладко. «Бетису» не хватило воли и спортивной злости: выдав несколько ярких матчей, он стал терять позицию за позицией и в итоге не попал даже в Кубок УЕФА.

В сезоне 2002/03 Фернандес прокинул «Бетис» и, надо было такому случиться, что перед началом сезона 2004/05 судьба приготовила ему настоящее испытание - работу с действующим обладателем Кубка чемпионов «Порту». Работать с «Порту» после блистательного Моуриньо (короткий период пребывания у руля «Порту» итальняца Луиджи дель Нери в расчет принимать не стоит), выигравшего с португальской командой буквально все что только можно - это в первую очередь вызов самому себе, проверка на прочность и профпригодность. И Фернандес показал себя квалифицированным специалистом, сумев с обескровленной командой выйти из непростой группы в Лиге Чемпионов, а также выиграть Межконтинентальный кубок. Однако, руководство клуба, привыкшее к безусловному доминированию в чемпионате Португалии, не смогло смириться с рядом поражений в национальной лиге. В итоге, Фернандес, без видимых причин был отправлен в отставку.

Виктор Фернандес - не просто продукт испанской тактической школы. Его идеи - некая квинтэссенция тех качеств, с которыми обычно (не всегда, кстати говоря, оправданно) ассоциируется испанский футбол: приверженность атаке, зрелищность, креативная полузащита, нежелание и неумение отстаивать результат в обороне. Пусть с «Сельтой», своим наибольшим тренерским успехом, Фернандес так и не выиграл ни одного трофея, но в Европе найдется не так много специалистов, которые в наше меркантильное время уделяли бы столько внимания эстетической составляющей игры