Теле САНТАНА Силва (1931)

Тренировал: «Флуминенсе», «Атлетико Минейро», «Ботафого», «Гремио», «Палмейрас», «Сан Паулу», сб. Бразилии (1980-82, 85-86). Чемпион Бразилии (1971 - «Атлетико Минейро», 1991 - «Сан Паулу»),2-кратный победитель кубка Либертадорес (1992, 93 - «Сан Паулу») и межконтинентального кубка (1992, 93)

Теле Сантана - тренер того же поколения, что и Загало, поколения, пришедшего на смену «тактическим зубрам» 50-х - 60-х. Так же, как и Загало, Теле начал тренерскую карьеру очень рано. Уже в 36 лет (в 1967 году) он возглавил один из самых знаменитых клубов Рио - элитно-богемный «Флуминенсе». Но настоящий успех пришел к Теле в 1971 году, когда ведомый им «Атлетико Минейро» выиграл первый объединенный чемпионат Бразилии. Этот период можно назвать периодом тренерского становление Сантаны. Он изучал бразильский футбол, имея возможность (в отличие от его предшественников) сравнивать его с футболом европейским.

В 70-е годы бразильский футбол начал постепенно сдавать свои позиции в мире. Законодателями мод стали европейские сборные и клубы (в первую очередь сборные Голландии и ФРГ, клубы «Аякс» и «Бавария»). На мировом первенстве 1974 года и чуть раньше на клубном уровне начала выковываться новая футбольная эстетика - эстетика рациональной игры. Если в 50-е - 60-е годы эталонными считались действия фантастического технаря Гарринчи и неудержимого гения Пеле, то в 70-е все стали равняться на великих организаторов игры Круиффа и Беккенбауэра. Нельзя сбрасывать со счетов и тот фактор, что в это десятилетие бразильские игроки стали «рядами и колоннами» уезжать в более богатые европейские клубы (процесс постепенного превращения сборной Бразилии из «команды аборигенов» в «команду легионеров» начался как раз в начале 80-х годов).

Казалось бы все эти выкладки имеют весьма отдаленное отношение к Сантане. Отнюдь. Именно утрата бразильцами мирового футбольного господства (даже не в сфере достижений, а в сфере идей) заставила Теле Сантану искать принципиально новые, нестандартные ходы, чтобы задать бразильскому футболу новый импульс развития. А выражаясь более прагматично, Теле хотел сделать свои клубы конкурентоспособными на самом высоком уровне. Основной для Сантаны была задача определенной европеизации бразильского футбола. Для достижения этой цели необходимо было сделать две вещи: улучшить физические кондиции и повысить уровень тактической обученности игроков.

Придя в сборную 1980 году, Теле начинает строить команду, отталкиваясь от лучших европейских сборных, имея в виду прежде всего французов Мишеля Идальго. Выдающаяся техника плюс полная растворимость в командной игре - вот девиз Теле Сантаны в сборной. Фигура, характеризующая сборную того периода, - Фалькао, футболист, являвшийся настоящий звездой европейского футбола и игравший в «Роме» на позиции плеймейкера. Кроме него в той команде следует выделить Зико, Сократеса, Жуниора. Позже появились Карека и Жулио Сезар.

Мировая премьера этой команды состоялась на испанском чемпионате мира в 1982 году. Сборная сразу поразила футбольную общественность убедительным сочетанием завораживающей бразильской техники и современной командной игровой философии. Бразильцы, как на крыльях, пролетели первый групповой этап, одержав три победы и забив десять голов. Во втором же групповом турнире подопечные Сантаны попали в тяжелейшую группу с действующим чемпионом Аргентиной и будущим чемпионом Италией. У Аргентины Бразилия, считавшаяся к этому моменту уже одним из главных фаворитов турнира, уверенно выиграла (3-1), но непредсказуемым итальянцам Энцо Беарзота уступила в тяжелом и бескомпромиссном матче (2-3). Это поражение отправило команду Теле Сантаны домой задолго до намеченного срока. Многие специалисты отмечали, что роковую роль в матче с итальянцами сыграла недооценка бразильцами своего соперника - национальный порок, с которым не смог справиться и Теле.

Естественно, после такого неважного результата Сантане со сборной дальше было не по пути. Однако, как выяснилось, всего на три года. Летом 1985 года он вновь назначается тренером национальной команды для подготовки сборной к мексиканскому мундиалю. Команда к этому моменту стала более зрелой, более опытной и еще более профессиональной. На том мировом первенстве бразильцы вновь легко выиграли «группу», разгромили в 1/8 финала очень неслабых поляков (4-0) и в четвертьфинале сошлись с великолепными французами, в рядах которых были Платини, Тигана, Жиресс и другие звезды. Этот матч стал подлинным шедевром, одним из самых красивых и напряженных за всю историю мировых первенств. Увы, бразильцы вновь проиграли, правда, по пенальти (виной тому пижонский удар Сократеса) и к тому же самой яркой команде 80-х.

Несмотря на второй подряд ранний сход сборной на чемпионатах мира, авторитет Сантаны, как ни странно, рос, особенно за пределами Бразилии. Некоторые европейские гранды (в частности «Барселона») пытались заполучить интересного специалиста. Но Теле предпочел остаться на родине, где вскоре возглавил «Сан Паулу», клуб, которому суждено было стать законодателем мод в южноамериканском футболе начала 90-х. За три года работы в «Сан Паулу» Сантана выиграл десять различных трофеев, среди которых следует выделить два кубка Либертадорес и два Межконтинентальных кубка, в матчах за который были повержены клубы двух культовых европейских тренеров: «Барса» Йохана Круиффа и «Милан» Фабио Капелло. Под руководством Сантаны в «Сан Паулу» раскрылись многие звезды мирового класса, такие, как Рай, Зетти, Кафу.

В историю бразильского футбола Теле Санатна вошел в первую очередь как создатель совершенно уникальной сборной, которая, не выиграв ничего в мировом масштабе, оставила глубокий след на двух мундиалях. Лучшие игроки той команды (Сократес, Фалькао, Зико) стали достойными преемниками Гарринчи, Пеле, Жаирзиньо, Жерсона и Ривелино. А в памяти болельщиков эти великие «неудачники» оставили неизгладимое впечатление, более сильное, чем все последующие удачливые и титулованные бразильские команды.