Роберт ПЕЙСЛИ (1919-1996)

Тренировал «Ливерпуль» (1974-83) - КЕЧ 1977, 78, 81, КУ 1976, СК 1977. 7-кратный чемпион Англии (1974, 76, 77, 79, 80, 82, 83)

В начале 70-х годов в английском футболе наступил некоторый спад. Нет, английские команды занимали заметное место, выигрывали «младшие еврокубки», но все-таки лицо футбольной Европы определяли отнюдь не «подданные Ее величества». С появлением в начале 70-х «тотального футбола» (Михелс) все взгляды были обращены в сторону голландцев и немцев. Именно они доминировали как в соревнованиях национальных команд (Голландия и ФРГ), так и в главном европейском клубном турнире («Аякс» и «Бавария»).

Однако в недрах английского футбола уже зрела команда, которой предстояло покончить с господством тотального футбола в Европе. Речь идет о «Ливерпуле», клубе, поступательное развитие и прогресс которого в 60-е и 70-е годы не может не внушать уважения. Билл Шенкли, первый выдающийся тренер «Ливерпуля», работавший с командой с 1959 по 1974 год, превратил «мерсисайдцев» в лучший клуб Альбиона и заложил базу для будущих побед в еврокубках. Кроме того, Шенкс, как называли тренера болельщики, сформировал очень сильный тренерский штаб, в который входили Боб Пейсли и Джо Фэган, всецело разделявшие взгляды знаменитого шотландца.

Пейсли и стал преемником Шенкли на посту главного тренера, который мэтр оставил в 1974 году, почувствовав, что для дальнейшей прогрессивной динамики «Ливерпулю» необходим специалист более молодой и менее консервативный, однако столь же преданный клубу. главное отличие Пейсли от Шенкли как раз и состояло в том, что новый тренер обладал более солидной научной базой и стремился превратить все еще типично английский «Ливерпуль» Шенкли в команду, впитавшую в себе тактический опыт континентальной Европы, в том числе и опыт тотального футбола.

Момент для дебюта в Кубке Чемпионов выпал идеальный. Позже историки футбола назовут сезон 76/77 переломным, поскольку на смену сравнительно недолгому, но ослепительно яркому периоду расцвета «тотального футбола» пришло время английских клубов. «Ливерпуль» Пейсли, который успел завоевать солидный авторитет в Англии (он выиграл два национальных чемпионата и кубок УЕФА), воспользовался спадом в безраздельно господствовавшей три последних сезона «Баварии» и сумел заполнить возникший вакуум. Поскольку преимущество мюнхенцев над остальными командами было столь велико, что ни один из бывших соперников «Баварии» не смог занять ее место, для команды Пейсли открылись хорошие перспективы. Состав у «Ливерпуля» был самый что ни на есть боевой: Нил, Макдермотт, Кейс, Рей Кеннеди, Киган - все эти игроки были уже известными в Европе мастерами. Однако к настоящим звездам можно было отнести лишь Кевина Кигана. Сила «Ливерпуля» заключалась не столько в индивидуальном мастерстве игроков, сколько в их сыгранности и самоотдаче. По сравнению с командами «тотального футбола» подопечные Пейсли большое внимание уделяли игре на втором этаже и силовым единоборствам.

Боб Пейсли в целом продолжил курс Шенкли на максимальное приближение игры к лучшим образцам континентального футбола, но с некоторыми поправками, коих требовала новая эпоха: если в последний период работы Шенкли с командой общеевропейским игровым эталоном безоговорочно считался тотальный футбол, то во второй половине 70-х ситуация изменилась таким образом, что традиционные английские футбольные «доблести», как то: игра на втором этаже, высокая скорость, неуступчивость в единоборствах и, наконец, отличные физические кондиции вдруг стали приносить успех. В сезоне 76/77 команда

Пейсли обыграла в финале «последний осколок» тотального футбола - менхенгладбахскую «Боруссию» 3-1. На следующий год «Ливерпуль», в котором уже не было Кигана, но появились Грэм Сунесс и Кении Далглиш, проявил завидную цепкость и сумел отстоять почетный трофей (в финале «Ливерпуль» выиграл у «Брюгге»). Пейсли показал себя грамотным стратегом, умело распределившим силы по дистанции, и выдающимся «настройщиком», которому удалось заставить уже избалованных славой «мерсисайдцев» по-прежнему «умирать» на поле.

После второй подряд победы команды Пейсли в Европе заговорили о начале английской эры в главном европейском турнире, и Старый Свет буквально разделился на два лагеря - на тех, кто болел за «Ливерпуль» и симпатизировал английскому футболу, видя в нем, с одной стороны, новую силу, а с другой - некий символ верности традициям (именно в «Ливерпуле» организация фанатского движения приобрела невиданные доселе масштабы), и тех (они оказались в большинстве), кто не принял, смену игровых ориентиров и считал период английского футбольного господства в Европе безусловным откатом по сравнению с периодом первой половины 70-х. Вот что пишет известный английский обозреватель Брайан Глэнвилл, анализируя шестилетнею гегемонию английских клубов: «Эра английского господства не была, скажем прямо, особенно блистательной... Временами "Ливерпуль" мог дать миру таких прекрасных игроков, как Кевин Киган, "звезда" самобытная и независимая, если таковые бывают, безупречный Кении Далглиш, грубый, но в то же время на редкость техничный Грэм Сунесс. Однако многие финальные матчи были откровенно скучны и тягучи. Сколь сухо и нудно проходили посредственные встречи "Ливерпуля" с "Брюгге" на "Уэмбли" и с "Реалом" в Париже, "Ноттингема" с "Мальме" и "Гамбургом". Это были финалы, выигранные без изящества и красоты... после великой эпохи тотального футбола это был спад».

Действительно, новых Беккенбауэров и Круиффов в «Ливерпуле» не было. Нарушилось планомерное развитие тактики, которое, начиная с 50-х годов вело к усилению созидательной роли полузащиты: в «Ливерпуле», как, впрочем, и в других английских клубах того времени, ключевую роль играли индивидуально сильные нападающие, а средняя линия выполняла, в основном, черновую работу. Не случайно самыми популярными и любимыми игроками «Ливерпуля» были нападающие (Тошак, Киган, Далглиш, Раш).

После второй победы в Кубке чемпионов команда Пейсли взяла в Европе двухлетнюю передышку, уступив главный европейский трофей «Ноттингем Форесту» (два сезона подряд «Ливерпуль» вылетал в 1/16 финала Кубка Чемпионов). За это время «мерсисайдцы» вернули себе английское чемпионство, и в сезоне 80/81 «Ливерпуль» предпринял третий успешный поход за Кубком Чемпионов. В полуфинале подопечные Пейсли за счет гола на чужом поле прошли «Баварию» (0-0, 1-1), а в финале одолели 1-0 мадридский «Реал», уже давно забывший вкус европейских побед. Однако эти виктории над властителями умов 50-х и 70-х вряд ли говорят о преемственности, скорее они свидетельствуют о кризисе в континентальном футболе, поскольку матчи были невыразительными, а победы англичан вымученными.

И хотя финал против «Реала» стал последним еврокубковым успехом Пейсли, «Ливерпуль» под его началом (а в отставку он ушел в 1983 году) успел выиграть еще два чемпионата Англии и подарить Европе нового суперфорварда - валлийца Иана Раша.

Дать объективную оценку фигуре Роберта Пейсли не так просто. С одной стороны, он - уникальный тренер в истории клуба (хотя многие фаны команды ставят на один уровень с ним Билла Шенкли), выигравший за девять лет работы с командой девятнадцать различных трофеев, сделавший «Ливерпуль» суперклубом европейского масштаба, а с другой - человек, вознесенный на вершину европейского футбола удачным стечением обстоятельств, в первую очередь - уходом с арены лидеров тотального футбола, убийца интеллектуально-эстетических принципов игры, главный архитектор серых английских еврокубковых побед. Так что, наверное, можно выбирать, какому из образов Боба Пейсли отдать предпочтение: великому триумфатору, увешанному наградами, как новогодняя елка игрушками, самому изобретательному из всех английских тренеров 70 - 80-х или же самодовольному счастливчику, посредственному тактику, выдающего примитивные и банальные идеи за тренерские откровения и не терпящему даже намека на критику «Ливерпуля» «золотого века».