Нерио РОККО (1912-1979)

Тренировал: «Либертас» Триест (1946-47), «Триестину» (1948-50, 53-54), «Тревизо» (1951-53), «Падову» (1954-61), «Милан» (1961-63, 67-74) - КЕЧ 1963, 69, МК 1969, КК 1968, 73, «Торино» (1963-67), «Фиорентину» (1974-75). Двукратный чемпион Италии (1962, 68)

Если среди молодых тиффози «Милана» провести опрос на предмет выявления величайшего тренера в истории клуба, то наверняка лавры победителя поделят Арриго Сакки и Фабио Капелло. Болельщики же со стажем назовут другое имя, ничуть не уступающее в величии двум предыдущим. Это - Нерио Рокко, один из самых выдающихся итальянских тренеров.

В конце 40-х годов в итальянском футболе сложилась по-настоящему тупиковая ситуация. «Идеологический» спор между методом и системой вроде бы закончился в пользу последней (примером тому могла служить триумфальная игра «Торино», первого поборника системы в кальчо), но победа, казалось бы, более прогрессивной схемы едва не привела к катастрофическим последствиям для всего итальянского футбола. Дело в том, что для вычерчивания системы требовались футболисты с высоким игровым интеллектом, отвечающие новым требованиям футбола (скорость принятия решений, определенная универсальность, высокая тактическая грамотность). Естественно, что такие игроки стали один за одним появляться в быстро богатеющих клубах-гигантах. Речь идет о «большой тройке» («Милан», «Ювентус», «Интер») и мощном в то время «Торино». Эти клубы буквально оптом стали закупать звезд послевоенного мирового футбола.

В конце 40-х - начале 50-х итальянский футбол пополнили Нордаль, Скоглунд, Хамрин, Лидхольм, Грен и многие другие знаменитые футболисты. Все они оказывались в одном из четырех вышеназванных клубов. Такое развитие событий очень быстро поделило итальянский футбол на «патрициев» - команды, обладавшие классным составом и исповедующие систему, и «плебеев» - большинство итальянских клубов, имевших скудный бюджет и невыразительный состав. Попытки последних играть по системе из-за нехватки класса приводили к плачевному результату, а старый метод в самых разных вариациях помогал против по-современному выстроенных грандов примерно так же эффективно, как мертвому припарки. К началу 50-х годов расслоение внутри итальянского футбола достигло ужасающих масштабов.

Но недолго футбольную Европу поражал блеск и нищета итальянской серии А. Во-первых, руководители малобюджетных клубов не смирились с существовавшим положением дел, а, вспомнив опыт предков-карбонариев, начали изыскивать средства борьбы с «толстосумами»; во-вторых, в итальянском тренерском цехе появились две личности с большой буквы (Альфредо Фони и Нерео Рокко), начавшие свое восхождение как раз в небольших командах. В «Чиассо» и «Казале», в «Триестине» и «Падове» эти тренеры решали локальные, хотя и совсем не простые турнирные задачи, но в итоге им удалось создать даже не тактику, а новую философию - философию оборонительного футбола.

К Рокко серьезные тренерские успехи пришли в «Падове». Именно в этой скромной команде он сумел применить на практике свой способ борьбы с лидерами, который тренер вывел после тщательного изучения всех существовавших схем мирового футбола. Спасительную находку Рокко увидел в схеме австрийца Карла Раппана, вошедшей в историю под названием «швейцарский замок» («Verrou»). Интерес итальянца в первую очередь вызвало своеобразное построение защиты, основанное на сдвигании двух защитников в центр обороны. При этом один защитник выдвигался на центрфорварда противника, а второй действовал в подстраховке. Из этого Рокко сумел вынести главное - принцип сыгранности и взаимозаменяемости игроков обороны.

Рокко раньше других итальянских тренеров смог понять, что соперничать с грандами можно только путем наращивания оборонительных мощностей. Ведь если в атаке все решает класс игрока, то в защите во главу угла ставится порядок. Сейчас эти идеи не выглядят изощренными или даже оригинальными, но тогда, в 50-е, когда все без исключения думали, что цель футбола - атаки и голы, деятельность Рокко стала настоящей революцией. Еще бы: его скромная «Падова» в игре с более сильным соперником занимала заранее подготовленные оборонительные позиции и за счет блестящей сыгранности игроков обороны (к которым относились не только защитники, но и хавы) сдерживала их и, убаюкав соперника, проводила одну-две острые контратаки, забивала гол, и низвергала «авторитет», не поддавшись на вызов в состязании с ним в индивидуальном мастерстве.

Пример Рокко оказался заразительным - построить крепкую оборонительную систему было не так уж сложно: для этого необходима была лишь четкая слаженность и дисциплинированность игроков. В процесс перестройки вовлекались все новые и новые клубы, и вскоре вся серия А провозгласила принципы «каттеначчо» (от итальянского слова «cattena» - цепь) единственно верными. Прогрессировавшие «деффенсивные» тенденции не обошли стороной и грандов кальчо. Традиционным лидерам становилось все труднее удерживать свои позиции, а значит успешность их выступления стала зависеть от быстроты перехода на новые рельсы: играя в атакующий футбол добиться результата стало крайне сложно (первым грандом, перешедшим на оборонительные принципы игры, стал «Интер» Альфредо Фони).

Для дальнейшего погружения в принципы каттеначчо необходимо решить проблему номинации. Дело в том, что среди итальянских футбольных исследователей существует давняя традиция выносить каттеначчо как отдельную схему 4-3-3, используемую Эленио Эррерой в 60-е годы в «Интере». Такая точка зрения имеет право на существование, но явно нуждается в дополнении. Приписывая авторство каттеначчо Эррере, мы сталкиваемся с неизбежным несоответствием: оборонительная философия футбола появилась в Италии на рубеже 40 - 50-х, а аргентинец Эррера прибыл на Аппенины лишь в 1960-м.

Просто необходимо определиться, что подразумевать под понятием «каттеначчо»: футбольную философию или конкретную схему с либеро, придуманную (или впервые использованную на высоком уровне) Эленио Эррерой. Предпочтительнее выглядит первый вариант, ведь оборонительные схемы сменяли друг друга, по большому счету не влияя на философию оборонительного футбола. К примеру, сама знаменитая схема 1-3-3-3 себя изжила, либеро в сегодняшнем итальянском футболе практически вымер, но линейная система обороны также является следствием философии каттеначчо. Да и итальянские болельщики, вывесившие на Евро-2000 знаменитый плакат-призыв: «САТТЕ-NACCIO!», требовали от своих любимцев отнюдь не игры с либеро, а просто оборонительного футбола.

Так получилось, что явление, открытое (или приоткрытое) Нерио Рокко, несколько отодвинуло на второй план его собственную блистательную карьеру. А она развивалась весьма поступательно. В 1961 году Рокко переходит в «Милан» и уже на более высоком уровне подтверждает верность своих тактических воззрений. Следует отметить, что Рокко, работая в «Милане», использовал каттеначчо исключительно тонко и дозировано. Естественно, обладая такими игроками атаки, как Альтофини, Ривера, Мора отсиживаться в обороне было по меньшей мере неразумно. Пожалуй, именно в «Милане» Рокко начал модернизировать каттеначчо, доказывая, что на оборонительном фундаменте можно построить абсолютно любое «здание», а обладая хорошим подбором нападающих предпочтительнее строить это здание в атакующем ключе. О такой позиции тренера говорит хотя бы тот факт, что в розыгрыше Кубка чемпионов 1962/63 форвард «Милана» Альтофини установил один из «вечных» рекордов результативности, за один сезон забив 14 голов.

В первый год своего пребывания в клубе Рокко берет «скудетто», а в 1963 году выигрывает первый для Италии Кубок Чемпионов. Такие успехи объясняются, в общем-то, банальной вещью - сочетанием действенной тактики с отличным подбором игроков во всех линиях (Чезаре Мальдини, Ривера, Альтофини, Трапаттони, Мора). Следующий успех Нерио Рокко был вновь связан с «Миланом». Вернувшись в клуб в 1967 году, он сходу выигрывает серию А, а годом позже повторяет свой европейский успех, пополнив коллекцию трофеев «Милана» еще и межконтинентальным Кубком.

Внушительная и в прямом (Рокко внешне сильно походил на боксера-тяжеловеса), и в переносном смысле фигура Нерио Рокко оставила глубочайший след в истории футбола. Он стоял у истоков рождения новой силы - оборонительной философии игры. Говоря образно, Рокко был одним из тех, кто создал основу, которая со временем под гениальным резцом Эленио Эрреры приняла формы «классического каттеначчо».