Марчело ЛИППИ (1948)

Тренировал: «Сампдорию» (1984-86), «Сиену» (1986-87), «Пистозе» (1987-88), «Каррарезе» (1988-89), «Чезену» (1989-91), «Луккезе» (1991-92), «Аталанту» (1992-93), «Наполи» (1993-94) «Ювентус» (1994-99, 2001-03) - КЕЧ СК, МК 1996, ФКЕЧ 1997, 98, 2003, «Интер» (1999-2000), сб. Италии (2004-?). Пятикратный чемпион Италии (1995, 97, 98, 2002, 03)

Сегодня Марчело Липпи - один из самых популярных и уважаемых тренеров футбольной Европы. Эстет и интеллектуал, внешность которого вполне подошла бы художнику или композитору, Липпи стал одним из двух (наряду с Капелло) тренеров, сыгравших значительную роль в становлении итальянского футбола 90-х годов. Будучи не слишком выдающимся футболистом, Липпи решил сделать ставку на тренерскую карьеру, к которой обратился в 1984 году в возрасте тридцати шести лет (ему поручили работать с молодежным составом «Сампдории» -клуба, в котором прошла большая часть карьеры Липпи-игрока). Потом начался долгий период скитаний по клубам низших итальянских дивизионов. В это время Липпи активно изучает футбольную теорию, знакомится с достижениями разных тренерских школ (не секрет, что большое влияние на тренерское становления Липпи оказал прослушанный им курс лекций Валерия Лобановского) и постепенно создает собственную игровую концепцию.

Первым клубом, с которым Липпи приобрел известность в кальчо, стала «Аталанта» в сезоне 92/93, затем последовал успех с «Наполи» (в сезоне 93/94 «Наполи» занял 6-е место, что стало для неаполитанского клуба последним серьезным достижением). Но настоящим поворотом в тренерской судьбе Липпи стал переход в «Ювентус». «Старая синьора» была идеальным местом для реализации амбициозных творческих замыслов тренера. Если говорить о тактических принципах Липпи, то они во многом перекликаются с подходом Капелло, только в отличие от «дона Фабио» «дон Марчело» шел к новой игровой модели (условно, «неокаттеначчо»), скорее, путем теоретических изысканий.

Конечно, Капелло в этом плане повезло - его тренерская карьера началась в суперклубе, где была великолепная почва для творчества, в то время, как команды, в которых начинал тренерский путь Липпи, были малопригодны для реализации прихотливых тренерских идей. В первом сезоне в «Ювентусе» Липпи приходилось считаться с «наследством» Траппатони (¦»), то есть с опытными и популярными игроками (Роберто Баджо, Джанлука Виалли, Фабрицио Раванелли), имевшими большой авторитет в команде. Это, безусловно, ограничивало новаторские возможности Липпи, но тем не менее не помешало ему выиграть скудетто 94/95.

Постепенно Липпи обрел вес в клубе и стал кроить состав по собственным лекалам. В «Юве» появились знакомый тренеру по работе в «Аталанте» уругвайский защитник Монтеро, будущая суперзвезда Зидан, «рабочая лошадка» Пессотто, югославский хавбек Югович, а также результативные форварды - опытный Бокшич и молодой Вьери, кроме того, ключевую роль в команде стал играть Алессандро Дель Пьеро. Эта команда была уже на сто процентов авторским творением Липпи. Новый «Ювентус» представлял собой совершенную, одинаково настроенную на оборону и атаку конструкцию. Именно «Ювентус» Липпи после поездки Капелло в Испанию стал флагманом итальянского футбола и постоянным представителем Италии в Лиге Чемпионов.

В 1996 году команда Липпи выиграла главный европейский клубный трофей, обыграв по пенальти амстердамский «Аякс», а год спустя взяла итальянское золото и вышла в финал Кубка чемпионов, где открыла печальную для Липпи тенденцию уступать как раз в финальных поединках (в 1997 году «Ювентус» проиграл дортмундской «Боруссии» 1-3, а год спустя капитулировал в финале против мадридского «Реала» 0-1). Несмотря на это, «Ювентус» был, пожалуй, самой стабильной и авторитетной командой европейского футбола середины 90-х. Зидан и Дель Пьеро превратились в самую мощную созидательную связку в Европе, а появившийся в команде в 1997 году Филиппо Индзаги стал отличным «атакующим дополнением» этой пары. Особо следует отметить оборону туринского клуба, построение которой связывало новатора Липпи с традицией итальянского футбола. Монтеро - Феррара в центре и Тюрам справа показывали едва ли не эталонную игру в защите.

Поражение в финале Лиги Чемпионов 97/98 от «Реала» стало для «Юве» и лично для тренера сильным ударом. Кроме того, набиравший обороты допинговый скандал вокруг «старой синьоры» не способствовал улучшению обстановки в клубе. Итогом стал игровой кризис команды, резкое падение результатов, повлекшее за собой в феврале 1999-го отставку Марчело Липпи. Но специалисты такого масштаба долго без работы не остаются, вот и Липпи сразу был привлечен под знамена одного из конкурентов «Ювентуса» - миланского «Интера».

Президент «Интера» Массимо Моратти надеялся, что во главе с такой харизматической фигурой, как Липпи, его команда, наконец, выиграет скудетто. Но получилось так, как всегда получалось у «Интера» под руководством Моратти, то есть результат был достигнут неудовлетворительный: команда не пробилась в Лигу Чемпионов, уступив, страшно сказать, шведскому «Хелсинборгу», да и в серии А «Интер» быстро выбыл из соискателей скудетто. Помимо всего прочего, сезон в «Интере» стал большим личным унижением Липпи: ведь он по всем статьям уступил своему принципиальному сопернику Фабио Капелло, успешно работавшему с «Ромой».

После неудачного сезона с «Интером» и последовавшей отставки Липпи активно зазывала к себе «Барселона», но он предпочел второй раз «войти в одну и ту же реку», приняв новое предложение «Ювентуса». Второе пришествие Липпи в туринский суперклуб оказалось на редкость успешным. В команде наряду со старыми, проверенными бойцами появились новые, перспективные фигуры: Трезеге и Недвед, которые стали определять игру «Юве» нового образца, уже без Зидана и Индзаги.

В сезоне 2001/02 «Ювентус» выиграл чемпионат Италии, обойдя в финишном створе «Рому» Капелло и «Интер» Эктора Купера. Несмотря на такой успех игра команды находилась еще в стадии становления, а вот в следующем сезоне болельщики увидели едва ли не лучший «Юве» последнего десятилетия. Команда без напряжения выиграла скудетто, в Лиге Чемпионов дошла до финала, блестяще обыграв в полуфинале мадридский «Реал» (1-2, 3-1). Но в решающем матче сказалась старая привычка Липпи проигрывать финальные поединки. В невероятно скучной игре на «Олд Траффорд» с «Миланом» (0-0) «Ювентус» потерпел поражение в серии пенальти (2-3). Такой результат стал прямым следствием ошибок Липпи в игровой установке: имея даже при отсутствии дисквалифицированного Недведа явное преимущество в атакующей мощи полузащиты, «Ювентус» отказался от созидательной инициативы, превратив игру в старомодное бодание а-ля классическое каттеначчо, чем свел на нет свое априорное преимущество. По окончании сезона 03/04 Липпи покинул «Ювентус» и возглавил сборную, тем самым подарив итальянцам надежду на долгожданный успех скуадры адзурры.

Липпи сыграл исключительную роль как в судьбе «Ювентуса», так и в истории всего итальянского футбола. Он развил тактические идеи Арриго Сакки и Фабио Капелло, окончательно сделав выбор в пользу тактического многообразия командной игры. Сегодня Липпи периодически демонстрирует филигранное владение разнообразными вариантами игры, от каттеначчо до атакующего командного футбола, кроме того, он умело использует принцип ротации состава в зависимости от выбранного тактического варианта.

В современной Италии Марчело Липпи и за пределами футбольного поля - фигура весьма популярная. Его благородное лицо с правильными чертами нередко украшает обложки различных изданий. Сам Липпи с удовольствием беседует с журналистами о вопросах тактики, чем создает новый образ тренера - изысканного, безупречно одетого интеллектуала с неизменной сигарой в зубах.