Флавио Родригеш да КОШТА (1906-1999)

Тренировал: «Фламенго» (1937-1945, 51-52, 63), сб. Бразилии (1944-50), «Васко да Гама», «Португеза», «Коло Коло» (Чили). 7-кратный чемпион штата Рио-де-Жанейро

Прежде чем начать говорить о первом по-настоящему великом бразильском тренере (не в обиду будь сказано таким серьезным специалистам более раннего периода, как Пиндаро де Карвальо или Луиш Виньяэш), необходимо вкратце охарактеризовать ситуацию, сложившуюся перед мундиалем 1950 года.

Вторая мировая война парализовала на несколько лет европейский футбол, прервала традицию и разделила историю на два неравнозначных периода - довоенный и современный. В то время как футбольная инфраструктура в послевоенной Европе восстанавливалась буквально по крупицам, Южная Америка переживала настоящий футбольный бум. Война этот регион не особенно затронула, и процесс развития игры шел поступательно и динамично. Особый прогресс был достигнут за эти годы в клубной организации и в тренерском искусстве. К концу 40-х годов такие команды, как «Ривер Плейт», «Фламенго», «Флуминенсе», превосходя европейских конкурентов в индивидуальном мастерстве игроков, уже не уступали им и в плане тактической подготовки. В общем, нет ничего удивительного в решении ФИФА провести чемпионат мира после двенадцатилетнего перерыва именно в Южной Америке, а точнее в Бразилии, которая после того, как в Аргентине случилась забастовка игроков, парализовавшая футбольную жизнь в стране, оказалась единственным государством на континенте, способным провести столь крупное мероприятие.

К тому времени футбол уже давно был главным национальным культом Бразилии, но крупные успехи пока никак не приходили к сборной, что в первую очередь можно объяснить преобладанием эмоционального компонента игры над рациональным. Бразильским игрокам удавалось проделывать с мячом фантастические штуки, но из этого они зачастую не извлекали ни малейшей пользы для команды. Дело усугублялось тем, что в стране долго не было тренеров, способных научить футболистов рациональности.

Ситуация начала выправляться с того момента, как сборную возглавил молодой тренер, работавший ранее с «Фламенго», - Флавио Кошта. При нем команда демонстрировала не только выдающуюся технику (Адемир, Зизиньо, Жаир были, возможно, самыми техничными форвардами своего времени), но и тактическую выучку. Кошта существенно модифицировал систему дубль-вэ, превратив ее в «диагональ», которая отличалась от классического дубль-вэ тем, что требовала смещения одной из пар «полузащитник - инсайд» вперед, на ближние подступы к штрафной, создавая тем самым в атаке численное превосходство. Вторая - противоположная - пара «полузащитник - инсайд» таким образом оказывалась слегка сдвинутой назад, что и создавало наглядно диагональную конфигурацию схемы. «Диагональ» стала предшественницей знаменитой схемы 4-2-4, поскольку уже при таком построении хавбеки и инсайды существенно прибавляли в мобильности по сравнению с классическим дубль-вэ.

Кошта, пожалуй, первым попытался вместить праздничный, карнавальный дух бразильского футбола в весьма жесткие тактические рамки. И результатом этой попытки стало чудо бразильского футбола 50 - 60-х годов: тренер придал нужный вектор огромной внутренней энергии, которая всегда присутствовала в бразильских игроках, но до поры до времени бесполезно расплескивалась в разные стороны.

Флавио Коште удалось удивительно долго (2254 дня) проработать с главной национальной командой. (Для Бразилии, где редкий тренер мог похвастаться хотя бы стодневным пребыванием у руля сборной, достижение выглядит просто феноменальным). За такой срок он смог создать одну из сильнейших в то время национальных сборных.

Атакующее трио Адемир, Зизиньо, Жаир к пятидесятому году было, безусловно, лучшим в мире. Сочетание техники и атлетизма, сумасшедшего азарта и грамотных игровых построений стали главными отличительными чертами той бразильской команды, сделавшими ее фаворитом грядущего мундиаля.

На домашнем чемпионате мира бразильцы выдали ряд феерических матчей (7-1 со Швецией, 6-1 с Испанией), которые, казалось бы, развеяли все сомнения относительно победителя турнира. Но волевые и неуступчивые уругвайцы в последнем матче финального турнира (на чемпионате мира 1950 года не было как такового финального матча, все решалось в играх финального группового турнира) лишили подопечных Кошты даже ничьей, которая сделала бы Бразилию чемпионом. В итоге тренеру хозяев удалось покинуть переполненную «Маракану» только под усиленной охраной полицейских, а сборной Бразилии пришлось еще восемь лет ждать победы на мундиале.

Флавио Кошта относится к той категории творцов, которые призваны заложить фундамент для того, чтобы кто-то другой, более яркий и талантливый, смог построить на нем прекрасный дворец. Кошта со своей задачей справился, и поэтому частичка успехов его великих последователей, таких, как Феола, А. Морейра, Загало, должна принадлежать и ему.