Фабио КАПЕЛЛО (1946)

Тренировал: «Милан» (молодежный состав - 1985-86, 87-91, основной состав - 1986-87, 91-96, 97-98) - ФКЕЧ 1993, 95, КЕЧ 1994, «Реал» Мадрид (Испания) (1996-97), «Рому» (1999-2004), «Ювентус» (2004-?). Шестикратный чемпион Италии (1992, 93, 94, 96, 2001, 05), чемпион Испании (1997)

Если среди футбольных болельщиков провести опрос с целью выяснить, какие ассоциации и стереотипы вызывает у них каждый из ведущих европейских чемпионатов, то, наверняка, большинство ответов будут следующими: английская премьер-лига - азарт, игра головой; чемпионат Испании - звезды, атака; немецкая бундеслига - борьба. Можно не сомневаться, что относительно серии А ассоциации были бы следующие: оборона и тренер. Почему оборона - понятно (о ней говорится едва ли не в каждой статье раздела «Италия»), но почему тренер? Все очень просто: в итальянском футболе сложилась такая ситуация, что тактика вышла на первое место, а тренер считался не просто «спортсменом на пенсии», но созидателем, творцом исключительно тонкой и во многом новой материи. На Апеннинах раньше других поняли, какую исключительную роль может играть этот «неприметный человек у бровки».

Вообще историю итальянского послевоенного футбола можно представить как чередование великих личностей на тренерском мостике. Так, Фони, Рокко и Джипо Виани открыли потрясающие возможности каттеначчо, которые Эленио Эррера развил до такой степени, что почти полностью уничтожил атакующий футбол и на долгие годы превратил эволюцию игры в косметические изменения каттеначчо. Но постепенно сам каттеначчо стал устаревать, и в конце 80-х появился Арриго Сакки, разбивший старомодный оборонительный стиль с помощью атакующего футбола, замкнув таким образом логический круг развития игры. Поэтому в начале 90-х годов итальянский футбол оказался на распутье: возвращаться к старым оборонительным схемам или продолжать развивать линию Сакки. Тогда-то и появился человек, убедительно доказавший всю праздность и бесполезность подобного спора. Речь идет о, пожалуй, самом известном итальянском тренере современности - Фабио Капелло.

Он занял место на тренерском мостике «Милана» после отставки Арриго Сакки и был воспринят многими как фигура временная (ему и раньше приходилось тренировать «Милан» в период «междуцарствий»; наставника молодежной команды клуба в таких случаях вообще нередко используют в качестве временщика). Однако на этот раз Капелло пришел в «Милан» уже полностью сложившимся тренером, обладавшим собственными взглядами на футбол и готовым к взятию любых вершин. Как же так, - возникает вопрос, - человек не прошел «обкатку» в низших дивизионах, не «понюхал пороха» в борьбе за выживание, а уже считал себя готовым к работе с суперклубом? А все дело было в уникальных аналитических способностях молодого специалиста. Капелло был очень хорошо знаком с историей итальянской тактики (уроки каттеначчо ему, игроку «Ромы», давал сам Эленио Эррера, а работая одним из помощников Арриго Сакки в «Милане» он впитал в себя и принципы атакующего футбола).

В отличие от тренеров старой школы, которые считали себя прагматиками, а на самом дели были фанатиками оборонительных схем, Капелло был прагматиком на сто процентов. Глядя на «Милан» Сакки, он осознавал, что каттеначчо в чистом виде себя изжило, но принципы футбола атаки не могут обеспечить достаточный уровень надежности и запас прочности (ведь «Милан» Арриго Сакки, хотя и был, вне всякого сомнения, лучшей командой Европы своего времени, но тем не менее трижды уступил «скудетто» не столь интересным клубам). Надо было искать третий путь, и молодой тренер его быстро нашел. Справедливо полагая, что отказываться от оборонительной культуры, на которой серия А держалась много лет, было бы легкомысленно, Капелло начал очень осторожно совмещать, казалось бы, несовместимое, а именно - идеи классической итальянской школы и принципы, поднятые на щит Арриго Сакки. В результате этого объединения появилась та игровая модель, которую можно условно обозначить как «неокаттеначчо», то есть новый взгляд на каттеначчо, при котором знаменитая оборонительная тактика может быстро трансформироваться в атакующий вариант командных построений.

В плане универсализации Капелло пошел еще дальше, чем Арриго Сакки. Если Сакки, во многом вслед за идеологами «тотального футбола», говорил об универсализации игроков, то Капелло выдвинул мысль об универсализации роли тренера. Так он считал, что та или иная тактика должна быть для тренера не объектом поклонения, не любимым ребенком, которого воспитываешь всю жизнь, а одним из инструментов, применяемых в зависимости от соперника, значения матча, наконец, от хода самой игры.

Несмотря на столь значительный след в футбольной теории, Капелло в первую очередь, конечно, тренер-практик, т.е. человек, использующий футбольное поле не как полигон для проверки своих тактических воззрений, а наоборот, разрабатывающий тактику исключительно в интересах игры.

«Милан» под его руководством существенно изменился по сравнению с эпохой Арриго Сакки. При Капелло благодаря прекрасно отлаженной обороне команда научилась играть в «экономном режиме», добывая очки в серии А малой кровью. Но это отнюдь не значило, что «Милан» стал серым и скучным. В нужный момент команда, ведомая по-прежнему тремя великими голландцами Ван Бастеном, Гуллитом и Райкаардом, могла выдать настоящий шедевр. С первой же попытки Капелло взял скудетто и не отдавал его три года подряд. Сочетание совершенного владения обороной с блестящими атакующими действиями привело к поистине выдающимся результатам. «Милан» оказался просто на голову выше всех соперников в итальянском чемпионате, да и в еврокубках команда была одним из двух (наряду с «Барселоной» Йохана Круиффа лидеров футбола начала 90-х. В розыгрыше Лиги чемпионов сезона 92/93 «Милан» выиграл все матчи группового турнира, а в финале, будучи фаворитом, уступил марсельскому «Олимпику».

Надо сказать, что Капелло старался всячески избежать того, чтобы игра клуба целиком зависела от нескольких человек, поэтому селекционная работа в «Милане» находилась на самом высоком уровне. Многие специалисты считали, что Капелло хочет иметь два равноценных состава: один для серии А, другой для Лиги Чемпионов. Однако, по большому счету, это так и осталось мнением отдельных журналистов, пораженных трансферным размахом «Милана». Но, пожалуй, только Папен действительно здорово «разгрузил» Ван Бастена в линии атаки. На самом деле такая активная, невиданная для тех времен трансферная деятельность клуба (в «Милане» появились Папен, Радучою, Лентини, Брайан Лаудруп, Бобан, Савичевич, Десайи) была связана, с одной стороны, с непомерными амбициями президента «Милана» Берлускони, который хотел видеть, если и не на поле, то хотя бы на скамейке клуба как можно больше звезд, а с другой - с постепенным поиском Капелло адекватной замены «голландской тройки», которая потихоньку начинала сдавать. И когда Райкаард и Гуллит в 1993 году покинули команду, а Ван Бастен из-за тяжелой травмы вынужден был завершить карьеру, Капелло был к этому уже готов: Бобан, Савичевич и Десайи, возможно, и уступали в индивидуальном мастерстве голландцам, но выглядели чрезвычайно убедительно в командных действиях. Кроме того, Марко Симоне и Даниэле Массаро, форварды, вечно бывшие на вторых ролях, стали показывать результативный футбол.

Кульминацией становления нового «Милана» стал финал Лиги Чемпионов 93/94, в котором команда Капелло превзошла самые смелые ожидания своих поклонников, разгромив «Барселону» 4-0. На пути к финалу «Милан» выглядел менее убедительно, чем «Барса», показывая в отличие от ярких, артистичных каталонцев сдержанный футбол «на результат». Поэтому, логика финала выглядела вполне предсказуемой: «Барса» будет атаковать, а «Милан» глубоко сядет в оборону. По всей вероятности, тренер «Барселоны» Круифф полностью уверовал именно в такое развитие событий и подготовил команду к массированному штурму миланских бастионов. Но Капелло преподнес «летучему голландцу» неприятный сюрприз, выстроив «Милан» в атакующем ключе и предложив каталонцам скоростной, обоюдоострый футбол. «Барса» в этой ситуации растерялась и посыпалась: думается, что разгром был достигнут не столько за счет вдохновенной игры «Милана», хотя команда Капелло выглядела безукоризненно, сколько за счет паники в рядах «Барселоны», вызывавшей провалы на всех участках поля. Раздосадованный Круифф выдавил из себя на послематчевой пресс-конференции: «Мы уступили миланцам не в тактике, а в технике...», что едва ли было правдой и говорило лишь о том, насколько беспомощен был в тот вечер великий голландец.

В сезоне 94/95 «Милан» впервые под руководством Капелло уступает скудетто - «Ювентусу» Марчелло Липпи, тренера, которой стал главным недругом Капелло в серии А, поскольку исповедовал схожие принципы. В этом же сезоне «Милан» вновь добирается до финала Лиги Чемпионов, где сдает свои полномочия амстердамскому «Аяксу» Луи Ван Гааля.

Следующий год обозначился напряжением отношений Капелло с «великим и могучим» Берлускони, которому не нравилось, что успехи «Милана» ассоциируются в первую очередь с именем тренера, а не самолюбивого медиамагната. В этой ситуации Капелло не стал искать компромисса и, приведя «Милан» к четвертому под своим руководством скудетто, покинул команду и серию А, приняв предложение мадридского «Реала».

В Мадриде Капелло еще раз доказал эффективность своего тренерского метода: под его руководством «Реал» вышел на качественно новый уровень игры. Отлаженная оборона (Йерро и Алькорта были, пожалуй лучшей связкой центральных защитников Европы на тот момент, а Редондо полностью раскрыл свой огромный потенциал на позиции опорного) и техничное, сыгранное нападение (в сезоне 96/97 Шукер, Миятович и Рауль на троих забили 59 голов) позволили Королевскому клубу легко выиграть чемпионат Испании, оставив позади себя «Барселону» с Роналдо. Казалось бы, в Мадриде у Капелло было все: он тренировал потенциально сильнейшую команда Европы, его боготворили «инчас» «Реала» (именно в Испании Капелло получил свои звучные прозвища «Дон Фабио» и «Император»), у него были отличные отношения с игроками. Однако его неудержимо тянуло в «Милан», который за недолгий период его отсутствия начал разваливаться.

В 1997 году Капелло возвращается в столицу Ломбардии, чтобы открыть не самую яркую страницу своей карьеры. Вытащить «Милан» из глубочайшего кризиса ему не удалось. Первая серьезная неудача стала, по-видимому, сильным ударом для не привыкшего проигрывать тренера. После ухода из «Милана» Капелло взял годовую паузу, во время которой успел освоить профессию комментатора. Но бросать свою основную профессию - тренерскую - он не собирался.

В мае 1999 года после долгих переговоров Капелло поставил подпись под очень выгодным контрактом с «Ромой». Работа с этой командой стала совершенно новым этапом в карьере знаменитого тренера. Ведь «Рома» не обладала такими безграничными финансовыми возможностями, как «Милан» и «Реал» и, кроме того, имела иной статус - статус «лидера второго ряда». Поэтому Капелло сразу же принял план долгосрочного развития клуба. Команда прогрессировала поступательно, появлялись игроки, на которых в итоге тренер сделал ставку (Пануччи, Самуэль, Эмерсон, Батистута). В сезоне 2000/01 «Рома» выиграла скудетто, третий раз за свою историю. На следующий год после триумфа «Рома» вырывает в последнем туре серебро, а вот сезон 2002/03 «кроваво-золотые» провалили, заняв лишь восьмое место (злые языки утверждали, что причиной неудачи послужили многочисленные конфликты Капелло с президентом «Ромы» Франко Сенси, а также финансовые проблемы клуба). Но «дон Фабио» в очередной раз проявил себя человеком самолюбивым: перед тем, как летом 2004 года покинуть «вечный город», он еще раз привел «Рому» к серебряным медалям, а затем перешел в «Ювентус», с которым сразу же победил в итальянском первенстве.

О Капелле-тактике можно говорить бесконечно, но необходимо также сказать и о своеобразии его тренерской личности. Капелло внешне производит впечатление сурового человека (жесткий профиль римского центуриона и резкие повелительные жесты). Но при всей своей требовательности и принципиальности он не диктатор и тем более не самодур. В его командах всегда был культ дисциплины (так, например, один раз Капелло за опоздание не допустил к тренировке самого Гуллита), но эта дисциплина никогда не была палочной, поэтому у Капелло сохранились теплые отношения со многими футболистами, игравшими когда-либо под его руководством.

Кроме того, Капелло пользуется большой популярностью у журналистов за умение остро и небанально высказаться и совершить неожиданный поступок (во время финала Лиги Чемпионов против «Аякса» Капелло в тренерской зоне совершил оригинальный прыжок в стиле восточных единоборств, дабы обратить внимание арбитра на грубость против игрока «Милана»).