Арриго САККИ (1946)

Тренировал: «Чезену» (1977-82), «Римини» (1982-83, 84-85), «Фиорентину» (1983-84), «Парму» (1985-87, 2001-02), «Милан» (1987-91, 97) - КЕЧ 1989, 90, СК 1989, 90, МК 1989, 90, сб. Италии (1991-97), «Атлетико» Мадрид (Испания) (1998-99). Чемпион Италии (1988), вице-чемпион мира (1994)

Последний великий реформатор игры. Человек, изменивший лицо кальчо. Бухгалтер по образованию, до 30 лет не имевший отношения к профессиональному спорту. Человек-легенда, один из властителей дум в футболе конца 80-х - на-Мчала 90-х годов, гениальная находка хитроумного Сильвио Берлускони. Все это Арриго Сакки. Тренерская карьера одного из самых выдающихся специалистов европейского футбола длилась совсем недолго и фактически завершилась в 1997 году с его уходом с поста наставника скуадры адзурры (второе пришествие в «Милан», а также неудачные попытки вернуться в большой футбол с «Атлетико» и «Пармой» не в счет). Но за это время основополагающие принципы футбола претерпели колоссальные изменения, во многом обусловленные исключительной ролью Сакки.

Чтобы лучше понять значение этой фигуры, необходимо обратиться к той печальной картине, которую представлял собой европейский клубный футбол в конце 80-х годов. После заката блистательного «Ювентуса» Джованни Трапаттони новой команды такого масштаба не появилось. Были симпатичные и весьма сильные команды - такие, как «Барселона» с Мигели, Карраско и Шустером, «Наполи» с Марадоной, «Реал» с Бутрагеньо, Мичелом и Уго Санчесом, «Бавария» с Маттеусом, Пфаффом и Аугенталлером, но ни одна из них не тянула на роль флагмана и безоговорочного лидера европейского футбола.

Вторая половина 80-х - едва ли не самая «серая» эпоха в достаточно динамично развивающейся истории игры. Такое падение зрелищности во многом было связано с кризисом «правила двух очков за победу». Прагматичный футбол 80-х оценил огромный ресурс этого правила, дающего все козыри сторонникам оборонительного футбола. Ведь при двух очках за победу сама победа мало чем отличается от ничьей в смысле приобретенных очков, при этом проигравшая сторона теряет слишком много. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и национальные чемпионаты, и европейские турниры захлестнула волна «тактических ничьих» и скучных, предсказуемых матчей. Естественно, что в таких условиях, когда не проиграть стало гораздо важнее, чем выиграть, развитие тренерской мысли осуществлялось с сильным оборонительным вектором.

Тут и там стали появляться так называемые «стратегии победы в том или ином турнире», авторы которых зачастую выдавали банальное знание основ математики и осведомленность в подковерных интригах того или иного чемпионата за глубокое постижение философии футбола. Такие тенденции имели место и раньше (достаточно вспомнить знаменитый «научный подход» Валерия Лобановского, но никогда они не носили столь всеобъемлющего характера. Результаты такого подхода оказались печальными в первую очередь для признанных грандов, ведь не секрет, что стремление к ничьей, ставка на оборонительные действия, отказ от созидательной инициативы неизбежно выравнивают класс команд. Итогом такого всеобщего «равенства в серости» стало то, что в период с 1986 по 88 годы Кубком чемпионов владели клубы «невысокого полета» с отнюдь не выдающейся игрой («Стяуа», «Порту», «Эйндховен»).

Естественно, итальянский футбол, всегда отличавшийся гиперпрагматизмом и сверхдефенсивностью, оказался в центре обозначенных тенденций. Единственное, что спасало кальчо от окостенения - это появление в серии А недоступного для других национальных чемпионатов иконостаса звезд со всего мира, скрашивавших индивидуальным мастерством убогую картину тотального господства каттеначно, которое теперь применялось не только в тактическом, но и в стратегическом плане.

Именно на таком мрачноватом фоне в серию А ворвался Арриго Сакки. Его, тренировавшего заштатную на тот момент «Парму» (серия С), экстравагантный Сильвио Берлускони пригласил возглавить великий, но позабывший вкус больших побед «Милан». На самом деле ход Берлускони с назначением Сакки был достаточно хорошо просчитан: избалованному успехом магнату не нужно было спокойное и планомерное развитие клуба под руководством проверенного специалиста, ему хотелось победы «сейчас и сразу», и притом не просто одержать победу, а «взорвать» серию А. Для достижения такой цели требовался не престарелый «мастер каттеначчо», а новый, абсолютно свежий человек, способный или все провалить, или сотворить нечто гениальное.

И с выбором Сакки будущий неоднократный премьер-министр Италии попал в самую «десятку»: скромный бухгалтер находился в стороне от идеологических споров итальянской футбольной элиты, был свободен от многих предрассудков и стереотипов. Чем-то его роль была схожа с той, которую в бразильском футболе конца 50-х, пронизанном спорами схематиков о вариациях 4-2-4, сыграл Жоао Салданья.

Сакки первым в Италии и одним из первых в Европе провозгласил отказ от игры по математической стратегии. «Комбинационный, скоростной, атакующий» - вот какие прилагательные, по Сакки, претендовали на роль постоянных эпитетов существительного «футбол». Возможно, схема 4-4-2 не была такой уж оригинальной, но Сакки придал ей совершенно новые черты, которые, с точки зрения консервативной итальянской тренерской школы, выдавали в тренере дилетанта. Так, защита «Милана» Сакки играла вроде бы в линию (широко применялся искусственный офсайд), но при этом Барези располагался за спиной Мальдини, Костакурты и Тассотти, что наводило на мысль об игре с либеро, а деление форвардов на первого и второго было чисто ситуативным.

Но главное в тактике Сакки заключалось не столько в схеме, сколько в новом прочтении роли игроков на поле. Синхронность командных действий, движение без мяча, универсализация игровых функций - все эти понятия, которые сейчас уже кажутся абсолютно естественными и даже банальными, свел воедино тренерский гений Арриго Сакки. Именно соблюдение всех вышеупомянутых принципов позволило «Милану» потрясти мир футболом, который сегодня уже смело можно охарактеризовать с позиций того времени как футбол будущего.

Сразу же (в сезоне 87/88) «Милан» выиграл скудетто, а на следующий год состоялась европейская презентация шедевра Сакки. В Кубке чемпионов «Милан» продемонстрировал футбол совершенно нового уровня, на фоне которого остальные клубы выглядели старомодно и примитивно. Так, в полуфинале «Реал» на «Сан Сиро» был «вынесен» 5-0, а в финале под красно-черное колесо попал уже румынский «Стяуа» (4-0). В общем сезон 87/88 был отмечен появлением новой силы и новой эстетики в европейском футболе.

Три «золотых мальчика» - Ван Бастен, Гуллит и Райкард - были безоговорочно признаны лучшими игроками Европы на своих позициях (Ван Бастен и Гуллит не выпускали «золотой мяч» из своих рук с 1987 по 89 год). Кроме того, эти игроки сборной Голландии, выигравшей под началом Ринуса Михелса в 1988 году чемпионат Европы, олицетворяли собой наглядную связь Арриго Сакки с тотальным футболом 70-х (символом которого как раз и являлся Михелс), преемственность тактико-эстетических концепций.

В следующем сезоне «Милан», хотя и уступил скудетто «Интеру», но зато вновь покорил европейский Олимп, обыграв на пути к финалу «Реал» и «Баварию», а в финале «Бенфику». «Танцующий», страстный футбол «Милана» Сакки, приносящий к тому же титулы и восторги публики, изменил взгляды на игру многих тренеров. И былое презрение к «дилетанту, никогда не бывавшему в шкуре футболиста», сменилось интересом к тактической концепции Сакки. Легенды мирового футбола Йохан Круифф в «Барселоне» и Франц Беккенбауэр (¦») в марсельском «Олимпике» (в самом конце 80-х ему на смену пришел Раймон Гутталс) создавали яркие игровые ансамбли, используя опыт скромного финансового работника Сакки.

Но, как известно, все новое рано или поздно утрачивает свою новизну. «Милан» Сакки исключением не стал. В 1990 году он не смог выиграть еще один чемпионат Италии, уступив в финишном створе «Наполи», в котором блистал Марадона и процветала «работа с судьями». Но от той неудачи Сакки прикрыл второй Кубок чемпионов, а вот в следующем сезоне поражение в борьбе за чемпионство с «Сампдорией» ему с рук не сошло. Самое интересное, что на игре «Милана» отставка Сакки сказалась даже положительно. Пришедший ему на смену Фабио Капелло смог с блеском развить идеи великого реформатора.

А самого Сакки тем временем пригласили возглавить сборную, доведенную «до ручки» недалеким консерватором и большим недругом «миланского новатора» Адзельо Вичини. В сборной Арриго Сакки столкнулся с невиданной доселе ответственностью: команду, пропустившую Евро-92, нужно было вытаскивать из ямы, и права на ошибку новый тренер не имел. Поэтому той феерической игры, которая прославила Сакки в «Милане», болельщики от сборной так и не дождались.

Работая со скуадрой адзруррой, тренер пытался найти компромисс между «новым футболом» и каттеначчо. В результате получилось довольно странное сочетание созидательных замыслов с разрушительными реалиями. Короче говоря, изменить скуадру адзурру Арриго Сакки не сумел, у него просто не хватило авторитета противопоставить себя всей многолетней системе развития сборной Италии. На американском мундиале итальянцы выглядели вполне традиционно, играя от обороны и полагаясь на успех контрвыпадов. И если бы не отменная форма Роберто Баджо, то они ни за что не добрались бы до финала и наверняка вылетели бы в одной из низших стадий турнира.

В итоге скуадра адзурра в финале уступила по пенальти бразильцам (роковую роль сыграл промах того же Баджо), а Арриго Сакки, приведший сборную к лучшему с 1982 года результату на мундиале, был подвергнут на родине разгромной критике. Поклонники атакующего футбола упрекали Сакки в отказе от своих принципов, а сторонники классического каттеначчо обвиняли его в убийстве национальной футбольной культуры. Примерно в это же время у Арриго Сакки начались серьезные проблемы с нервами. Одним из проявлений этого была малотивированная ненависть к Роберто Баджо - человеку, который в 1994 году едва ли не в одиночку тащил сборную к финалу чемпионата мира. В следующем крупном турнире (чемпионат Европы 1996) «Хвостик» и другой забивной форвард Синьори не были призваны под знамена национальной команды. Это самодурство дорого обошлось Сакки: сборная Италии провалила чемпионат, не сумев выйти из группы, и отставка тренера стала лишь вопросом времени.

После сборной карьера Сакки пошла на убыль: «Милан», «Атлетико», «Парма» - все эти клубы обожглись на приглашении некогда грозного и победоносного тренера (ни в одном из этих клубов Сакки и сезона не проработал). Постоянные нервные расстройства сделали тренерскую практику для Сакки невозможной, и он занял одну из административных должностей в руководстве «Пармы», затем стал спортивным директором мадридского «Реала». Но до сих пор он продолжает активно заниматься теорией футбола, читает лекции, участвует в международных конгрессах, и, кто знает, может быть Арриго Сакки не сказал еще своего последнего слова?!

Цитаты:

Футбол — это самое важное дело... из всех второстепенных Говорят, что хороший тренер должен бить в прошлом футболистом, но для того, чтобы стать классным жокеем, совсем не обязательно до этого быть лошадью