Альфредо Фони (1911-1985)

Тренировал: «Чиассо», «Казале», «Интер» Милан (1952-55, 68-69), «Павию», «Сампдорию», «Рому» (1960), «Болонью», «Удинезе», сб. Италии (1954-58), сб. Швейцарии (1964-67). Чемпион Италии (1953, 54)

Рокко и Фони... Для многих исследователей итальянского футбола эти фамилии неразделимы, буквально как Каменев и Зиновьев в советской истории сталинского периода. Хотя, если говорить объективно, этих людей связывает лишь одно понятие, но исключительно весомое - «каттеначчо».

Знаменитый защитник сборной, ведомой Витторио Поццо (*), олимпийский чемпион 1936-го и чемпион мира 1938 годов, Альфредо Фони и на тренерском мостике оставался приверженцем оборонительных основ игры. Он, внешне напоминавший мафиозо из старых итальянский комедий, сумел стать своеобразным символом нового итальянского футбола, футбола тренерского, интеллектуального и, может быть, чуточку схематичного.

Если Нерео Рокко заявил о себе, разрабатывая тему каттеначчо в клубах-середнячках, то Фони прославился тем, что первым взялся адаптировать новые тактические воззрения к игре суперклуба, которым оказался «Интер» начала 50-х годов. Фони предложил собственную оборонительную схему 3-3-4, специфика которой заключалась в том, что, играя в обороне, команда не «садилась» глубоко к воротам, а начинала разрушительные действия в центре поля (крайний форвард Армани был отодвинут в полузащиту и стал своего рода первым оборонительным заслоном миланского клуба). Такая тактика позволила «Интеру» добиться выдающихся результатов и стать законодателем мод в кальчо. Пример «черно-синих» вдохновил и других грандов итальянского футбола на перекройку игры в интересах обороны. «Интер» Альфредо Фони блестяще доказал, что оборонительная игровая система годится не только для середняков и аутсайдеров: именно умение играть в обороне в 50-е годы в серии А стало основным показателем класса команды.

Если Нерео Рокко был, в первую очередь, успешным практиком каттеначчо и не всегда вдавался в философскую суть процессов, происходивших в итальянском футболе, то Альфредо Фони под «свое» каттеначчо подводил серьезную теоретическую и, можно даже сказать, идеологическую базу. Именно Фони принадлежит весьма циничное для того времени высказывание: «Prima поп prenderle» («В первую очередь не пропустить»).

В 1954 году Фони возглавил сборную Италии, которую ему так и не удалось вытащить из затяжного кризиса. «Скуадра адзурра» под его руководством не смогла пробиться на чемпионат мира 1958 года, уступив в решающих матчах Северной Ирландии. В 60-е годы Фони, устав от сумасшедшего напряжения серии А, уезжает в тихую Швейцарию, где три года плодотворно работает с местной сборной. Примечательно, что скромная в футбольном отношении Швейцария, каким-то чудесным образом смогла привлечь внимание двух титанов тренерской мысли середины двадцатого века: дела в сборной Альфредо Фони в 1964 году принял от легендарного австрийца Карла Раппа-на ("»). Фони вывел сборную «страны банков, часов и сыра» на английский кубок мира 1966 года, но там швейцарцы попали в исключительно сильную группу с ФРГ, Аргентиной и Испанией и покинули мундиаль, проиграв все матчи.

Альфредо Фони в итальянском футболе - личность знаковая. Он был одним из тех, кто выпустил джина каттеначчо из бутылки и направил итальянский футбол по пути весьма специфического развития, который можно было бы охарактеризовать как интеллектуально-разрушительный. Помимо всего прочего именно Фони создал «Интеру» репутацию самого оборонительного гранда Италии, репутацию, блестяще поддержанную Эленио Эррерой и сохранившуюся в наши дни (достаточно вспомнить работу с «Интером» Эктора Купера.